26 дек. 2025

Как Дед Мороз стал добрым

Каждый ребёнок знает: в новогоднюю ночь под ёлкой обязательно появится подарок от доброго Деда Мороза. Но так было не всегда. Путь зимнего волшебника от грозного духа до всенародного любимца — это удивительная история трансформаций, в которой переплелись фольклор, религия и даже политика.

От страха к почитанию

В древности образ зимнего духа был далёк от привычного нам добродушного старца. Его знали под именами Морозко, Студенец, Трескун, и это были не ласковые прозвища, а имена могущественной, грозной силы. Люди воспринимали его как суровое божество, способное принести гибель в суровую зиму. Чтобы выжить, приходилось задабривать этого духа. Ттсюда и пошли зачатки традиции «угощать» зимнего волшебника.

Первые перемены

С приходом христианства образ начал смягчаться. Зимний дух превратился в мудрого и справедливого волшебника, который вознаграждает трудолюбивых и наказывает ленивых. Это был важный переход от мифологического божества к сказочному персонажу.
Однако в Российской империи главным дарителем подарков долгое время оставался Святой Николай (Николай Угодник), который приносил сюрпризы детям 6 декабря. Под влиянием западной культуры появился и «рождественский старик» (или «Ёлка‑дед») — близкий родственник Санта‑Клауса, связанный с Рождеством, а не с Новым годом.

Кризис и возрождение

Революция 1917 года поставила под угрозу само существование зимнего волшебника. Рождество, Новый год и все «буржуазные» персонажи были запрещены как религиозные пережитки. На какое‑то время страна оказалась на грани потери своего главного зимнего символа.
Перелом наступил в 1935 году. В газете «Правда» появилась статья партийного деятеля Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». Власти решили вернуть праздник, но в новом, светском формате — как советский Новый год вместо религиозного Рождества.

Рождение нового образа

Для обновлённого праздника потребовался свой символ. Им стал Дед Мороз — искусный синтез разных традиций:
  • от Морозко — имя, связь с зимой, белая борода и тёплая одежда;

  • от Санта‑Клауса — роль дарителя подарков, доброта и любовь к детям.

При этом были важны отличия от западного аналога:
  • приходит на Новый год, а не на Рождество;

  • носит длинную шубу до пят, шапку‑боярку, валенки или сапоги;

  • в руках — волшебный или ледяной посох;

  • передвигается пешком или на тройке лошадей (не на санях с оленями).

Всенародная любовь

Новый образ активно продвигался через открытки, кино (например, фильм «Морозко» 1964 года), телепередачи («Голубой огонёк») и обязательные ёлки по всей стране. Постепенно Дед Мороз превратился в главного, всенародно любимого символа праздника.

Сегодня Дед Мороз — это уникальный культурный феномен, соединивший в себе: архаичные представления о зимнем духе, западные традиции дарения подарков, советскую праздничную эстетику.
Так, пройдя через века и эпохи, грозный дух зимы стал добрым волшебником, чьё появление каждый год наполняет сердца детей и взрослых радостью и ожиданием чуда.

Полина Полина.